И.Беляк. Край причудливых скал8. СКАЛОЛАЗАНИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫВ воскресенье, 22 июня 1941 года, за слободой «III Интернационала» проводился молодежный кросс, а на «Столбах» было массовое гулянье. Вечером в субботу группа скалолазов ушла на «Развалы» и вернулась через «Седловой» только в понедельник. Война круто изменила весь распорядок жизни. Большинство «столбистов» было мобилизовано в Советскую Армию. Часть их попала в горно-истребительные батальоны, успешно действовавшие против немецко-фашистских захватчиков в районах Кавказа и позднее — на Карпатах. Во вторую половину лета 1941 и в 1942 году обезлюдели шумные прежде стоянки, опустели шалаши за «Митрой», под «Дикарьком» и в районе «Верхнего поселка». Впервые за двадцать лет в заповеднике не стало веселого оживления, беззаботного смеха и задорных песен. Число экскурсантов резко снизилось. Если в 1940 году на «Столбах» побывало до 40 тысяч человек, то в 1941 году оно убавилось более чем на три четверти, а в 1942 году в заповеднике не было и шести тысяч человек. С 1943 года количество посещений заповедника стало увеличиваться. Летом этого года в Эстетическом районе побывало 14 тысяч человек, в 1944 — 16 тысяч, в 1945— 22 тысячи. Подавляющее большинство туристов не ходило дальше избушки экскурсантов. Калтатское ущелье, район «Диких» и даже Такмаковский участок были заброшены. В ряде мест Куйсумской тайги люди не появлялись во все годы войны. Опустели также вершины «Перьев», «Митры» и «Коммунара». За годы войны не было ни одного случая подъема на «Такмак» и на «Бородок». Только на переходах «Первого Столба» да на «Четвертом» чувствовалось некоторое оживление. Стал иным и состав скалолазов: основными посетителями, были теперь учащиеся школ, курсанты военных училищ и приезжие из других городов Сибири. Глядя на отвесную щель «Коммунара», они недоверчиво качали головами, не веря в возможность подъема на этот утес без технических приспособлений. Рассеять их сомнения было некому. В послевоенные годы заповедник снова стал интенсивно посещаться. В 1946 году в нем побывало 24 тысячи человек, в 1947 — 35 тысяч, в 1948 — 38 тысяч, в 1949 — 42 тысячи, в 1950 — 50 тысяч, в 1951 — свыше 60 тысяч человек. Особенно большое оживление наблюдалось в заповеднике в период проведения празднеств, посвященных столетию со дня первого подъема на утесы. Несмотря на крайне неблагоприятную погоду, тысячи красноярцев и гостей из других городов Советского Союза устремились в тайгу. Лучшие скалолазы продемонстрировали в эти дни свое мастерство перед многочисленными зрителями. Иркутская киностудия засняла в дни празднеств некоторые места заповедника и массовое гуляние в Эстетической его части. За годы войны в заповеднике сложился новый актив молодежи, прибывшей в 1941 году из западных областей страны вместе с эвакуированными промышленными предприятиями. Естественно, что эта молодежь не могла знать таежных порядков и традиций. Это не могло не привести к некоторым нежелательным явлениям. Поэтому в 1946 году группа старых «столбистов» решила создать спортивную секцию и провести учет скалолазов. Ее инициативу поддержали Исполком горсовета и горком комсомола. По городу были расклеены афиши: «Столбисты!» Это собрание положило начало организации скалолазов, взявших себе наименование «Беркутов», благодаря которой впоследствии развилось современное спортивное скалолазание. Спортивная деятельность «столбистов» получила вскоре широкую популярность в Сибири. Впервые в истории было положено начало планомерной тренировочной работе с молодежью. Это стало возможным после того, как удалось подготовить кадры квалифицированных инструкторов, владеющих более совершенной техникой страховки, прошедших специальные школы скалолазания. В течение более полувека красноярские спортсмены разрабатывали и совершенствовали свою технику. Самобытная и оригинальная школа всегда имела сотни последователей, передававших из поколения в поколение приемы и способы подъемов на самые различные профили скал. В этом искусстве они достигли высокого совершенства. Узкие камины, крутые коньки, покатые карнизы, отвесные скалы одолеваются с виртуозной ловкостью, красотой и изяществом. Прекрасная традиция взаимной страховки, так необходимой иногда спортсмену, признавалась только до определенного времени, после которого «столбист» уже не прикасается к кушаку. Скалолаз старой школы согласится лучше пойти на ненужный риск, чем принять веревку и тем самым умалить свое «доброе имя» скалолаза. В обиход вошло неписаное правило, которое поощряло заботу о новичке и категорически отвергало ее по отношению к мастерам. Не принимались во внимание ни отсутствие спортивной формы, ни возраст. Осуждая применение во время подъемов каких-либо технических средств, этот своеобразный кодекс спортивной чести стал в дальнейшем тормозить развитие скалолазания. Неписаная формула гласила: «Лаз, как бы сложен он ни был, может считаться взятым лишь в том случае, если он пройден в одиночку и без каких-либо приспособлений». Это в ряде случаев привело к тупику. В черте заповедника есть много оригинальных и опасных лазов, которые невозможно осилить без клиньев и веревок, но спортивная этика запрещала их применять. Волей-неволей приходилось действовать в рамках, установленных старым поколением скалолазов полвека тому назад. «Беркуты» стали вводить новые правила. Как и при всяком новшестве, разгорелись споры. Одна часть скалолазов поддержала нововведения, другие стали возражать. Воспитанные на суровых примерах прошлого, они считали спартанскую простоту в обиходе высшей добродетелью и говорили так, например: — «Столбисту» положено отдыхать на камнях! И на этом основании предпочитали неструганное ложе таежной избушки, удобному ночлегу на базе экскурсантов. — «Столбиста» нельзя баловать излишней опекой! — продолжали они и показывали примеры отваги некстати, рискуя иногда даже жизнью. Основным- аргументом представителей старой школы было: «Спорт без риска — не спорт!» Истолковывая по-своему эту формулу, они стирали грани между понятием необходимый и оправдываемый риск и бесполезными трюками вроде прыжка с «Коммунара», прыжка с одного «Пера» на другое с завязанными глазами, подъема без страховки на «Цыпу» и многого другого. Новое время и новые требования поставили на очередь совершенно иные вопросы. Изменившаяся обстановка устранила все излишнее и даже нелепое, на чем держался престиж изжившего себя ухарства. Подготовив кадры инструкторов-общественников, «столбисты» начали организовывать секции скалолазов по предприятиям и спортивным обществам. Это значительно расширило рамки деятельности и дало возможность создать постоянные и устойчивые кадры спортсменов. Ростки нового дали хорошие результаты. Первый «Наказ «столбистам», принятый в 1947 году и состоящий из 16 правил, прививал высокую дисциплину и организованность. В § 1 этого наказа было записано: «Никогда не переоценивай своих сил!». Затем: «Будь скромен, на опасных местах хладнокровен. — Подчинись совету старшего. — Риск имеет свой предел, за границами этих пределов рис становится глупостью». В § 13 говорится: «Если ты потерял уверенность при спуске, благоразумнее попросить помощи. — Обрыв и падение — дело одного мгновения. Чаще всего это происходит от торопливости и поспешности. Ты пришел на «Столбы» насладиться красотой и величием природы, а не соревноваться на быстроту подъема. Легкость и изящество скалолаза — не тождественны поспешности, и ненужной беспорядочности движений». Спортсмены объявили войну лихачеству и ввели более совершенную систему страховки для всех занимающихся, которая резко сократила травматизм на «Столбах». «Беркуты» положили начало многим общественным мероприятиям, ставшим впоследствии традиционными. Ежегодно проводимый по их инициативе «Праздник столбистов» стал очень популярным и привлекает молодежь не только города Красноярска, но и других городов Сибири. Впервые этот праздник был проведен в последнее воскресенье июня 1947 года. В ночном подъеме на «Первый Столб» приняло участие свыше 300 человек. Несмотря на крайне неблагоприятную погоду, никто из них не получил даже царапины. В это же время было проведено факельное шествие по тропам заповедника. На вершине Такмака была установлена металлическая мачта, на которую с того времени ежегодно поднимают красный флаг в ознаменование победы над фашистской Германией и в память о событиях, связанных с партизанским движением 1918 — 1919 годов. Возродилась также традиция старшего поколения — подниматься на утесы в зимнее время. Зимние восхождения — не новое дело в спорте: в 20-х — 30-х годах редкая компания «столбистов» не совершала двух-трех зимних походов. Люди, мало знакомые с горным спортом, не верили в реальность планомерной работы на скалах в зимние месяцы. Основным аргументом они выдвигали «опасность», всячески преувеличивая ее и запугивая несведущих людей. Однако число скалолазов, поднимающихся на труднодоступные утесы даже в тридцати-сорокаградусные морозы или в пургу, с каждым годом увеличивается. В 1946 году только два спортсмена занимались скалолазанием круглый год, в 1951 году их насчитывалось уже около 20 человек. Зимою 1951 года молодые скалолазы из спортивных обществ города совершили, ряд восхождений на труднодоступные скалы. Также в послевоенные годы получили наконец признание соревнования по скоростному подъему на скалы и спуску с них. Первое такое соревнование было проведено в июне 1950 года. Трасса подъема была избрана на западной стороне «Деда». Нужно сказать, что соревновательный элемент стал применяться на «Столбах» уже давно. Скоростные подъемы и спуски проводились и раньше, но не было никаких норм и требований. Перед участниками ставились всего одно-два условия, такие, например: «Быстрее подняться и спуститься с «Перьев»... «Забежать и сбежать с «Первого Столба», прикасаясь к камню не более четырех-пяти раз»... В последнем случае время не было определяющим фактором. Однако повторявшиеся из года в год несчастные случаи, подавляющее большинство которых не имело никакого отношения к «столбистам», укрепили ошибочное мнение о недопустимости скоростных соревнований. И скалолазы рассеяли это заблуждение. Практика пяти соревнований показала, что из 250 участников ни один не получил травматических повреждений. Опыт приходит со временем. Первая междугородная встреча с лучшими скалолазами страны весной 1949 года в Крыму окончилась поражением красноярских «столбистов». Только одному удалось войти в десятку лучших. Поражение заставило красноярцев пересмотреть ряд вопросов. Основное внимание было уделено учебе, разработке новых приемов спортивного скалолазания и применению новейшей техники страховки. Это вскоре же принесло положительные результаты. Участвуя в 1950 году в соревнованиях на первенство ВЦСПС, являвшихся, по существу. Всесоюзным соревнованием по скалолазанию, красноярец В. Зырянов занял первое место. Не менее успешно выступили «столбисты» и на других междугородных соревнованиях различных спортивных обществ, входя неизменно в первую тройку. О повышающемся мастерстве скалолазов говорит и тот факт, что лазы 10—12-балльной степени трудности никогда теперь не бывают пустыми. В 1945 году утес «Коммунар» самостоятельно брали только 4 человека, в 1946 году — пятеро, в 1949 — 11, а в 1950 году уже 14 человек. Наряду со спортсменами, посвящающими любимому занятию весь свой досуг, в Красноярске имеется многочисленная группа любителей природы, которая не ограничивает свою деятельность только спортивной стороной. Ее привлекает и эстетическая сторона. Трудно сказать, что преобладает у таких любителей: чувство прекрасного или спортивный азарт. Истинный «столбист» — страстный любитель природы, он поэт по натуре. И хотя многие из них никогда не писали стихов, у них всегда найдутся проникновенные, теплые слова, когда речь заходит о тайге и заповеднике. В спортивной печати неоднократно поднимался вопрос о спортивном долголетии. Практика показывает, что лучшим возрастом для занятий скальным спортом являются 16—24 года, однако многие превосходные «столбисты» занимаются скалолазанием и в более зрелом возрасте. Д. И. Каратанов поднимался на «Первый Столб» в 60-летнем возрасте, а железнодорожник Фролов делает это даже в 64-летнем возрасте. Эти примеры свидетельствуют о том, что скальным спортом могут заниматься не только молодые люди, но и те, кто уже достиг среднего возраста. «Я горячо приветствую вашу инициативу учреждения спортивной организации «столбистов», — пишет старый большевик, москвич М. К. Ветошкин. — Я прошу зачислить и меня в члены вашего дружного коллектива». Советский человек — активный строитель коммунистического общества. Он желает принести как можно больше пользы своей Родине. Высокогорный спорт укрепляет организм и дает необходимую зарядку для дальнейшего плодотворного труда. * * * Много тысяч людей получило первоначальную закалку на «Столбах». Народная любовь и широкая популярность их привлекают в заповедник все большее число почитателей. Здесь встречаются люди самых различных профессий, возрастов и подготовки. Одни из них увлекаются туризмом и путешествиями, другие находят здесь богатейшую лабораторию для проведения научных исследований, третьи получают материал для художественных произведений, четвертые... впрочем, о них уже сказано выше. В горах, на Манском плесе или на порожистом Кизыре можно встретить любителей и раннею весною и поздней осенью. И.Беляк. Край причудливых скал. Скалолазание в послевоенные годы Автор: Беляк Иван Филиппович Владелец: null Предоставлено: null Собрание: И.Беляк. Край причудливых скал |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |