Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

"Столбист" № 6 (30)

Люди и звери

Читатель В. Коханов укорил нас за то, что редакция вестника уделяет мало внимания описанию жизнедеятельности обитателей заповедника. Выполняем просьбу

Кого только не встретишь в тайге! И любопытных бурундуков, и белок, и тоненькую, быструю хищницу ласку, и горностая, абсолютно белого, кроме черных глаз, кончика хвоста и носа. Как-то буквально из-под ног выпорхнул здоровенный глухарь, и тяжело хлопая крыльями, улетел. Встречали столбисты "нос к носу" и медведей. А однажды, видели мы, как по склону, что напротив Грифов, прошло стадо маралов голов в десять.

Завелся на Грифах соболь. Сначала он жил один, потом привел подругу, потом у них появилось двое детей. Жили они в щели напротив избы. Иногда мы их подкармливали. Происходило это так: на стол клали кусок мяса или колбасы. Соболь, глава семейства, сидел в щели и что-то долго и сердито выговаривал супруге. Она вылезала из щели, украдкой влезала на стол (поскольку мы сидели тут же, не шевелясь), хватала кусок мяса и тащила его мужу и детям. Мы клали еще кусок, и все повторялось. Как-то для фотокадра мясо однажды привязали, и долго, минут 20, снимали, как соболиха пыталась утащить кусок, а он сопротивлялся.

Все были бы довольны, но соболь стал пакостить по месту жительства. Пока нас не было, он залез в избу, опрокинул жестяную банку с сахаром, сколько-то съел, а остальное разметал по избе, да еще и нагадил. После этого его единодушно назвали Козлом, а до этого он именовался ласково – Кеша.

В начале освоения Грифов мы проходили во вторую пещеру (где сейчас изба) лазанием над 40-метровым отвесом – это уже потом мост соорудили. Длина этого перехода 3,5-4 метра. Как-то, посередине перехода встретился я с птицей кукшей, или сойкой. Она сидела на полочке, где лежал пакет вермишели, и долбила его своим крепким клювом. На меня она не обращала внимания, хотя я был от нее в 40-50 см. А я даже руку не мог протянуть, чтоб ухватить ее за хвост – ногами я стоял на узкой полочке, а руками держался за карманы. Рассматривал я ее минуты 2-3, а она продолжала наглый грабеж нашего продукта. Была она пестрая, большеголовая, величиной с голубя и косилась на меня пугливым черным глазом. Наконец я не выдержал и плюнул ей в морду. Только после этого она нехотя оторвалась от вермишели и улетела.

В профкоме нашей организации долго стоял бесхозный контрабас. Мы косились-косились на него, и однажды выпросили. Притащили его на Грифы, там только контрабаса и не хватало в оркестре. Были гитары, гармонь, труба, барабан, балалайка, появлялась иногда флейта. На 30-летие избы соседи из Эдельвейса притащили даже рояль. Как они его тащили – тема отдельного рассказа.

Так бы и жил у нас контрабас, но… завелись в избе маленькие серые мышки. Одна из них добралась до струн, которые были из воловьих жил, перегрызла струну, и лопнувшая струна уложила ее на месте.

Тогда же по недосмотру оставили мы на дне кухонного ведра немного супа. И вот мыши прыгнули в это ведро и ели суп. За неделю суп был съеден, потом они начали есть друг друга. Придя на выходной, мы увидели в ведре чуть живую мышь, а рядом лежало 5 или 6 шкурок съеденных сородичей.

Новый год мы встречали на Грифах: днем катались на лыжах, а вечером я вдвоем с одной из девчат залез на Крепость посмотреть на закат солнца. И вот солнце медленно ушло за хребет. Как обычно оно окрасило западную часть неба своими лучами, и вдруг… на том месте, куда ушел солнечный диск, высветился в полнеба узкий красно-золотой луч! Мы во все глаза смотрели на невиданное нами зрелище. Вспомнили про вычитанные в книжках рассказы про зеленый луч во время заката солнца на море. А тут было море тайги, и луч был золотой. Простояв минуту-полторы, луч медленно растаял. С востока наплывала уже ночная темнота.

Пора было спускаться. Сойдя с Крепости, пошли на Грифы. Вышли на прогалину в густом лесу и увидали сидящих на тропе трех волков. Я узнал их сразу, а спутнице сказал, что это собаки пришли с Базаихи. Волки подпустили нас метров на 10-15 и пошли вниз по тропе, выдерживая дистанцию. На чистых от леса местах мы останавливались и смотрели на них, а они садились и смотрели на нас. Дойдя до Грифов, они вежливо пропустили нас, и мы влезли к себе на скалу.

Тут же мы оповестили всех о таких необычных визитерах. Оказалось, что у ручья под скалой набирают воду в бидон Коля и Валера. На край скалы вышла девушка Маша и тоненьким голосом закричала: "Валера, скорей поднимайся, внизу волки!". Валера снизу басом: "Какие волки?". Маша тоненько: "Скорей наверх! Настоящие волки!". И только мужчины подошли к узкому проходу между скал, как оттуда выскочил волк и чуть не сбил с ног Николая. Пройдя этот туннель, ребята увидели двух волков, сидящих по сторонам тропы. Наверх они поднялись быстро.

После ужина начались песни. Вся компания вышла на площадку, под которой сидели волки, и под гитару в 30 глоток стали исполнять песни разного жанра. Волки снизу подвывали в унисон. Вот такой был у нас новогодний концерт…

Когда об этом я рассказал Елене Александровне Крутовской в Живом уголке, она как ученый-биолог, долго уверяла меня, что такого не может быть, потому что волк – животное степное, не таежное. Но я описал волков во всех подробностях. Сошлись на том, что случай был необычный, волки либо заблудились, либо были сумасшедшие.

Владимир ДЕНЬГИН

Грифы

Эдельвейс

Люди

Коханов Валерий Петрович (Нахал)

Крутовская Елена Александровна

Резвов Альберт Николаевич (Черный Рант, Мольберт)

Скалы

Грифы

Крепость

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал