Н.Л.Степанов. Красноярские Столбы (из воспоминаний)I. Столбы и столбисты"Столбы"- это образования твердой горной породы - сиенита. Геологи примерно так объясняют эти образования: "Когда-то, сотни миллионов лет назад, раскаленная магма стала прорываться сквозь твердую земную корку, оказавшуюся настолько прочной, что она, заполнив собой отдельные трещины, так и застыла. (см. примечание Б.Н.Абрамова №1). Остальное за это время сделали неутомимые работники - вода, ветер и солнце. Они разрушили верхние слои земной коры, легкие породы: глина, песок и другие унесены, а крепчайший сиенит, в виде громадных скал, так и остался. С ним даже и они не смогли многого сделать. Скалы только обнажились, приобретя причудливые формы. Открыты "Столбы" свыше ста лет тому назад. Первое посещение их было сделано геологом Гофманом в 1843 году. "Столбисты" - это преимущественно молодежь, любящая природу и спорт, часто посещающая столбы, знающая там все хода и выходы и умеющая хорошо лазать по скалам. В описываемое время (примерно 1906-1907 гг., 1909-1912, 1918-1922 гг.) территория Столбов еще не была заповедником и остановки обычно делались непосредственно у скал. Заповедником она стала, если мне память не изменяет, после 1925 года. В район заповедника вошли скалы под нaзвaниeм: 1-й, 2, 3 и 4 столбы, Дед, Бабка и Перья. Собственно Перья имеют два названия. С восточной стороны они "Перья", с южной - "Львиная пасть", а с северной стороны к ним примыкают "Львиные ворота". Известны же больше как "Перья" потому, что напоминают перья громадной птицы, ушедшие своими корнями глубоко в землю. Километров 5-6 дальше по направлению к речке Мана есть еще группа скал под общим названием "Диких столбов". Диких потому, что их тогда редко посещали столбисты. Наиболее известные из них: "Крепость", "Стенка", "Коврижки" и другие (см. прим.Б.Н.Абрамова №2). Из постоянных посетителей того времени были главным образом рабочая и учащаяся молодежь и частично прогрессивная интеллигенция. Молодежь объединялась в компании и носила такие названия: "Волки", "Карапеты" и т.п. Более солидную компанию составляли художники: Роганов (см. прим. А.Л.Яворского), Каратанов, преподаватель А.Ефремов (см. прим. А.Л.Яворского), два старших Нелидовых, Гидлевские, А.Яворский и др. Они первыми перешли на "оседлость", построили избушку в стороне, между вторым и третьим столбами и их стоянку так и звали "Избушка". Сделана она по типу таежных, из расколотых пополам бревен, отесанных топором. Настланы нары, а в углу сделан комелек (см. прим. А.Л.Яворского). Но Красноярские "Столбы" не только красивое место отдыха передовой молодежи. За ними числится много и революционного прошлого. Так, старшее поколение революционных рабочих, молодежи и интеллигенции много раз проводили там сходки и маевки. Даже организовали подпольную типографию, построив для этой цели домик у третьего столба, сожженный жандармерией после подавления декабрьского вооруженного восстания 1905-1906 гг. (см. прим. А.Л.Яворского).Домик этот в столбовской истории известен более под названием "Чернышевской избушки". В 1902 году на Столбах довольно бурно праздновалось 10-летие этой избушки. Бурно в том смысле, что дело не обходилось без арестов и разгона собравшихся прибывшими туда жандармами, казаками и полицией. Революционному прошлому Столбов, проведению там сходок и маевок уделил много внимания и красочно рассказал об этом писатель Глеб Пушкарев в своей историко-революционной повести "Сергей Мохов". Подготовка к революционной борьбе красноярских рабочих, поднявшихся под руководством большевиков, вооруженное восстание в декабре 1905 года - вот основной сюжет данной повести.(см. прим. А.Л.Яворского). Период этой борьбы известный под названием "Красноярской республики" длился с 4 декабря 1905 года по 3-е января 1906 года (по старому стилю). Он характерен тем, что вся власть в городе тогда была сосредоточена в руках Совета рабочих депутатов. Все чиновники царской власти были смещены и на их место назначены представители света.(см. прим. А.Л.Яворского). Этим же поколением революционеров сделаны знаменитые надписи - на 1-м столбе: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и на 2-м столбе "Свобода". Гордая надпись ничего не скажешь. Гордая и знаменитая тем, что написана она на отвесной и малодоступной скале. Кто не знает так может подумать, что писалась она спустившимся по веревке смельчаком, как примерно говорится у писателя Сартакова в его романе "Хребты Саянские". Там написал такую же надпись на отвесной скале один из героев романа, спустившись на веревке и полицейские никак не могли к ней подобраться, чтобы уничтожить. Сюжет внешне несколько схож, "Свободу" также не смогли уничтожить, но такую громадину, где каждая буква высотой в два человеческих роста и в ширину около метра, во-первых, одному человеку сделать невозможно, во-вторых, сверху до надписи надо было бы спуститься по веревке почти на одну треть столба, не по гладкой отвесной скале (отвесная только та часть, где буквы), а громадными уступами, ращелинами и неровностями, что тоже невозможно. Не совсем верно описывает существование этой надписи и писатель Кублицкий в своей книге "Енисей река Сибирская". Никакие "смельчаки" ее стереть не смогли бы и добравшись до нее. В лучшем случае, они могли бы закрасить, потребовалось бы не одно ведро краски, но надолго ли. Попытки такие были и только, а надпись неизменно существовала. Кто лазал на 2-й столб этим ходом ("свободой"), тот знает, что перед надписью есть площадка в 1-1,2 метра, переходящая к последней букве надписи в крутую катушку и букву "А" было труднее писать, потому она и несколько меньше других. Вот эта площадка и дала возможность сделать такую громадную надпись, а нам подновить ее осенью 1912 года. Чтобы достать вершину буквы вытянутой рукой с кистью, мне, например, потребовалось встать на плечи другого товарища. Снизу этой площадки незаметно. Место для надписи выбрано обдуманно и читается она очень хорошо на расстоянии 300-4000 метров, даже дальше. Написана "Свобода" с северо-восточной стороны столба масляными красками в три цвета. В средине широкой полосой белая краска, по краям оттеняет узкая полоса красной и шире черной краски. (см. прим.Б.Н.Абрамова №3). На первом столбе надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" написана была в небольшом треугольнике красной краской, на вершине второго отрога столба. Эту надпись было сделать уже не трудно, так как она на не крутой площадке и видна только с вершины первого отрога столба. (см. прим.Б.Н.Абрамова №4). Старшее же поколение столбистов оставило нам и много хороших традиций, таких как товарищество, радушие, простота и гостеприимство. (см. прим.Б.Н.Абрамова №5). Не уносить остатки продуктов, а оставлять их на стоянках и т.д. Поэтому и у молодежи позже утвердилось такое же простое и товарищеское отношение друг к другу и к девушкам в особенности. На столбах как бы все были знакомы, могли обращаться и разговаривать без каких бы то ни было условностей и вместе с тем были приветливы и просты. Там не встретишь ни жандарма, ни полицая, да они туда в одиночку и не заглядывали, а периодически устраивали облавы, которые, как правило, успеха не имели. Для опытных "столбистов" ничего не стоило скрыться среди зарослей, камней и скал. Там можно было говорить свободно обо всем. Петь революционные песни и выражать свои чувства и настроения не опасаясь, что этому может помешать царский "блюститель порядка". Живя общественными интересами, настроения столбистов отражали происходящие события в надписях на камнях. Например, один из камней у 3-го столба носил имя "Гапон'', или у 1-го столба имя члена государственной думы "Лаппо" и т.д. Взаимная помощь и выручка, когда кто-либо ушибался или падал невылазно в ращелину - была традиционной. Все это, безусловно, воспитывало в молодежи дружбу и высокий товарищеский долг. Молодежь тянуло на столбы. Побывав там один раз многие становились ярыми патриотами столбов и постоянными посетителями – становились столбистами. Особенностью столбистов было угощение чаем. «Пошвыркать чаишку" было нечто схожее с обычааями народов в безводных районах Средней Азии, у которых угощение водой считалось наивысшим признаком гостеприимства. Здесь же «швыркать чаишко" из своих огромных деревянных чашек, которые каждый носил при себе, заключалась и невинная шутка лишний раз сгонять малоопытных еще столбистов вниз к ручью за водичкой. От 3-го и особенно от 4-го столбов путь к водичке был не близкий и не легкий, пожалуй, в 1-1,2-2 км не уложишь. Туда под гору, обратно с ношей крутым подъемом. (см. прим. А.Л.Яворского). На стоянках обычно все оставалось, когда уходили лазать по скалам и никогда ничего не терялось. Ни вещи, ни продукты, а вот водичкой всегда накажут, обязательно выпьют, если на пути от столба к столбу она окажется на стоянках. И это понятно для всех. При лазании по скалам, крутые подъемы к ним всегда вызывали жажду, а напиться негде. Почти все столбы стоят высоко и воды близко нет. На 2-м столбе бывает иногда в лунках чистая дождевая вода, но она обычно быстро испаряется и тогда совсем негде попить. Второй столб самый высокий и по лазанию очень трудный и опасный. С северо-западной стороны он имеет большой развал в виде гряды огромных камней. Высота его около 100 метров.(см. прим. А.Л. Яворского). Первый столб тоже не ниже, но он не имеет такого развала, более компактный, хотя и более объемист. Окружность его не менее 2 км. Для лазания более доступен.
Н.Л.Степанов. Красноярские Столбы (из воспоминаний). I. Столбы и столбисты Автор: Степанов Николай Лаврентьевич Владелец: Бурмак Ульяна Викторовна Предоставлено: Абрамов Борис Николаевич Собрание: Н.Л.Степанов. Воспоминания. |
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |