Леонид Петренко. Красноярская мадонна.Отец столбизмаЭпоха отдельных случайных восхождений закончилась с появлением на Столбах А.С.Чернышева. Александр Семенович Чернышев родился 28 мая 1851 г. в селе Сухой Бузим в крепкой крестьянской семье. Символично, что в этом же году состоялось первое официально зарегистрированное восхождение на Первый Столб группы воспитанников Владимирского сиротского приюта во главе с преподавателем Вениамином Капиным. А.С.Чернышеву было 24 года, когда у него 15 мая 1975 г родился сын Леонид Александрович Чернышев - будущий столбист первого поколения. В будущем Леонид станет другом художников В.И.Сурикова и Д.И.Каратанова, преподавателем, архитектором, строителем десятки красивых, оригинальных зданий украсивших исторический центр Красноярска. Ну кто в Красноярске не знает Замок Броуди (ул.Марковского, 21) странный особняк из камня-плитняка в стиле раннего романтического модерна или вознесенный над Енисеем - Зной египетского неба четырехбашенный, опоясанный наружными фресками краеведческий музей приенисейского края.
В 1880 году в стремлении дать сыну образование А.С.Чернышев с семьей перебирается в Красноярск, где устраивается работать писарем в канцелярии Красноярской губернской управы. В 1884 году, охотясь на косуль по речке Лалетиной, А.С.Чернышев забрел в район Центральных Столбов. Увидев красноярское столпотворение Природы, Александр Семенович навсегда отдал ему сердце и душу. Это была любовь с первого взгляда. И было ему в ту пору тридцать три года - возраст Иисуса Христа, совершающего свой подвиг во имя Человечности. Начал свой романтический подвиг и сибирский крестьянин А.С.Чернышев. Он построил шалаш у пещеры Первого Столба под западной стеной утеса, оборудовал в пещере стоянку и привлек к своим путешествиям на Столбы членов своей семьи, а также охотника Николая Ивановича Суслова, преподавателя гимназии Златковского, Семенова, Р.Бутырских. Начиная с мая 1886 года А.С.Чернышев и Н.И.Суслов стали организаторами постоянных массовых посещений Столбов В 1887 году Чернышевской группой был покорен высочайший Второй Столб и скала Дед. Вскоре увеличившемуся сообществу романтиков стало уже тесно в первом шалаше и в Чернышевской пещере Первого Столба. Продвинувшись вглубь скальной территории в 1888 г. под Нижним Козырьком западного подножия Третьего Столба (Чернышевский утес) построили первую каменно-деревянную избушку, огородив естественный грот рубленными бревенчатыми стенами. В 1890 году первая избушка сгорела.
На собранные чернышевской компанией средства в 1892 году плотники-базайцы срубили под Верхним Козырьком западной стены Третьего Столба дом с высокими окнами и просторной верандой. Дом этот под названием Чернышевская изба (изба Третьего Столба) на 14 лет становится штаб-квартирой все возрастаюющего столбистского движения. Удобная, надежная база позволила сделать столбистский сезон круглогодичным. С этого времени начались зимние восхождения на Столбы. Гостеприимный дом стал объединяющим центром для всех столбистов того времени, у него как будто бы не чувствовалось хозяина. Учащаяся молодежь свободная в каникулярное время давала более 50% посетителей. Компании приходили и уходили, сменяя друг друга, как часовые на посту у столбовской избушки. Заходили зимой на лыжах, особенно любители Столбов, их завсегдатаи. Жизнь у избушки кипели также интенсивно, как интенсивно горел неугасаемый костер, провожая один и принимая другой чайник. С появлением всеобщего Чернышевского приюта на Столбах появляются возмутители спокойствия - пропагандисты революционных партий. За смутьянами Столбы жалуют своими посещениями полиция, жандармы и казаки. Революционная пропаганда с ее принципами: "Не хочу учиться, а хочу жениться!" - с легкостью вклинивалась в праздные юные души, опрокидывала тысячелетние библейские истины. Где-то с 1899 года по 1920 год столбизм заболевает "революционными" идеями разрушить собственный тысячелетний дом российской государственности. Получилось как в старой коммунарской песне: "Мы сами копали могилу свою". Народная мудрость выразилась еще хлеще: "За что боролись, на то и напоролись!". После 1920 года все заметные личности красного столбизма были репрессированы, многие целыми семьями. По сравнению с красным террором, какими милыми, опереточно-картинными выглядят действия имперских властей, пытающихся урезонить поджигателей собственного дома. Как лирично выглядели все эти срывания красных флагов, злодеи-всадники, конные телеги с арестантами препровождаемыми в сытый и теплый тюремный замок. Едва ли не самым черным злодейством Империи было сожжение Чернышевской избы. Тайный сотрудник полиции базаец Иван Кожевников весной 1906 г., когда горы еще были покрыты мокрым снегом, пробрался потихоньку на Столбы и развел костер на дощатом полу приюта. Про базайского герострата исписаны и испечатаны горы бумаг. За этими горами как-то и незаметно, что администрация заповедника Столбы с трудолюбием сожгла более 100 избушек и стоянок столбистов - тех, для кого заповедник собственно и создавался. Однако все это и революционерство было уже после А.С.Чернышева. А что же Чернышев? Увлекшись скалолазанием, А.С.Чернышев и его товарищи начали методичное освоение скальной страны: покорять скалы, прокладывать тропы, открывать новые лазы, присваивать скалам и лазам романтические названия. Разрабатывается техника лазания по утесам. В основу нового вида движения легли многие приемы охотников-промысловиков, постоянно в погоне за соболем имевших дело со скальным рельефом. Здесь были элементы стратегии: умение выбрать маршрут, подумать о безопасном спуске до начала подъема, сопоставить сложность утеса с возможностью восходителей, состоянием погоды, скальной поверхности и т.д. Техника движения по скалам предписывала лазить в обуви с сухими и чистыми подошвами, опробовать опоры на прочность, избегать опоры на колени. Особым рядом стояла техника "подпор": умение выбирать, ставить, крепить "подпоры" и приемы безопасного передвижения по ним. От горняков-приискателей перешла к скалолазам техника "распора-расклинки" - умение двигаться по гладким расщелинам, как бы стремясь раздвинуть стены с целью надежного сцепления человека с камнем. Использовались приемы гимнастики, такие как гимнастическая страховка и подставки, когда тело товарища служило живой лестницей. Широко применялись элементы акробатики: прыжки и соскоки, инерционные пробежки по гладким скальным участкам, не имеющим надежных опор. Для страховки новичков и гостей применялась веревка. На фотографии того времени под названием "Лаз на II Столб" виден столбист-мужчина, страхующий классическим способом "через плечо" юную даму в шикарном платье с оборками, лихо карабкающуюся вверх по березовой "подпоре". Приемы лазания по утесам красноярских Столбов постоянно совершенствовались и в дальнейшем стали основой всех существующих видов скалолазания. Новое увлечение красноярцев накладывает свой отпечаток на одежду и снаряжение путешественников. Начинается формирование экипировки и костюма сибирского скалолаза. Пора случайных восторгов и отдельных подвигов переросла в устойчивую постоянную любовь красноярцев к краю причудливых скал. Восхождения на "Столбы" получают название "столбизм", а сами скалолазы стали называться "столбисты". В 1898 году Александра Семеновича не стало. Могила его на Троицком кладбище в Покровке утрачена. Но вечно живым памятником уже второе столетие существует порожденный им столбизм. Так подвижничеством одного человека в горах над Енисеем возникло новое проявление Человечности - движение свободных людей - вольных скалолазов. И человеком, затеплившим в причудливых скалах путеводный огонек, разгоревшийся в неугасимую звезду столбизма, был Александр Семенович Чернышев.
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна. Отец столбизма Автор: Петренко Леонид Тимофеевич Владелец: Петренко Леонид Тимофеевич Предоставлено: Петренко Леонид Тимофеевич Собрание: Леонид Петренко. Красноярская Мадонна. |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |