Леонид Петренко. Красноярская
Мадонна.
Второй Столб
Ход Сарачевка
(Эта глава написана совместно с Юлией БУРМАК)
Ход Сарачевка не требует атлетических
данных и относится к столбовским маршрутам
6 категорий сложности. Путешествия по
Сарачевке рекомендуются как курортно-санаторное
лечение городских неврозов. Главное -
отправляясь в путь, не забыть красавицу
гитару и попискивающие охапки девушек.
История хода скрылась от нас в столетнем
тумане. Ясно, что легчайший ход на вершину
Второго Столба был освоен не позднее 1895
года. В 1897 году, как раз на этом маршруте,
произошел первый зарегистрированный
случай на Столбах со смертельным исходом.
Столбистское общество, потрясенное Первой
смертью в своем раю, стало называть
северное плечо Второго Столба (место,
откуда сорвалась гимназистка Мария
Сарычева) по фамилии погибшей - Сарачевской
площадкой. Позднее и лаз, проходящий через
Сарачевскую площадку, стал называться
Сарачевка (не в честь героя-первопроходца, а
в память первой смерти).
Начинается Сарачевка, как и лазы
Качаловский и Мазурка, от площадки с характерным
камнем. С двух сторон Камень имеет
выступающие части, из-за чего создается
впечатление его неустойчивого положения.
Традиция такова: пришедшие впервые к
высочайшему Столбу должны упрочить
положение камня подпоркой – веточкой.
От площадки вправо идет скальная тропа.
Она выводит к наклонной щели. Выше щели –
двухметровый откол, а затем серия
ступенчатых полочек, выводящая на
Сарачевскую площадку.
Дальше путь к вершине Столба лежит через
мини – каньон Осиная Пасека. Спуститься в
провал можно по западному гребешку, а также
спрыгнув с южной стенки Сарачевской
площадки. Это зимняя забава: сначала
страшно (высота метра четыре), затем весело (выкарабкиваться
из снежной кучи).
Из Осиной Пасеки по пологой, но коварной (летом,
зачастую, мокрой, а зимой обледенелой)
катушке вступаем в пределы Горизонтали
западной стены - огромной полки.
Здесь можно позволить себе небольшую
прогулку через Галин садик до конца
сходящей на нет Галиной площадки. Автор в
непостижимой юности примчался сюда на
свидание с девушкой. И вы думаете, мы
целовались? Юные идиоты, заливаясь
счастливым смехом и удерживая поочередно
друг друга за ноги, свешивались головой в
пропасть, чтобы полакомиться скальной
малиной.
Возвращаемся назад к началу Горизонтали
западной стены. Сворачиваем в узкий коридор
и, минуя пещеру Уходящих слонов,
поднимаемся в квадратную Детскую комнатку.
Название связано с тем, что семейные
компании столбистов нередко оставляют
здесь своих малышей, чтобы налегке,
скоренько сбегать на вершину. Случается,
что, вернувшись, родители долго не могут
выманить своих чад, заигравшихся в
таинственной сумрачной пещере Уходящих
слонов. Может быть, как раз там и находится
вход в страну детства, но для взрослых он
недоступен…
Из Комнатки на Танцплощадку подняться
можно несколькими вариантами. Самый
простой из них проходит по левому внутреннему
углу и называется Подъемным Уголком. А вот
спускаться предпочтительно Шкуродерчиком,
расположенным в правом углу. Близость
несложного подъема и полетного спуска
Шкуродерчиком служили прекрасным
развлечением для молодежи шестидесятых.
Где-нибудь в марте-апреле здесь начинал
вращаться вертикальный хоровод. С десяток
добрых молодцов и красных девиц с азартными
воплями и веселым визгом мчались
наперегонки по Подъемному Уголку и шее
Бегемота, чтобы нырнуть ногами вперед в
Шкуродерчик и, шурша о камень одеждой, лихо
скатиться по расщелине и вновь мчаться по
соединительной полке к Уголку. При этом еще
кто-нибудь прыгал через Комнатку, дополняя
картину праздничного мартовского безумия в
мире столбистов.
За Танцплощадкой расположен
предвершинный Конек. Чтобы подняться на
него в лоб, требуется мастерство. Ход
Сарачевка благоразумно огибает Конек
справа, спускаясь с перемычки по камину в
сторону Галиного садика метра на четыре, а
затем, по внутреннему углу, поднимается на
вершинную часть Конька.
 
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна. Второй Столб. Ход Сарачевка
Автор: Петренко Леонид Тимофеевич
Владелец: Петренко Леонид Тимофеевич
Предоставлено: Петренко Леонид Тимофеевич
Собрание: Леонид Петренко. Красноярская Мадонна.
|